Рисунок блокады.
27 января 2024
В 2024 году мы отмечаем 80-летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и вспоминаем события тех 900 дней мужества и отваги горожан.
Немногие знают истинную ценность того, что хранится у них в серванте. Да, изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного на сервизах Императорского фарфорового завода подходит для сервировки любого торжественного мероприятия.
Но, наверняка, вы и не догадывались о том, что знаменитая "Кобальтовая сеточка" стала символом блокадного Ленинграда. Знакомый многим с самого детства узор с изящным переплетением линий, тонкие красивые чашечки - казалось, что всё это было всегда. Но, оказывается, за этим узором стоит целая история. И не просто история, - а жизнь и судьба настоящего героя войны.
Автор "Кобальтовой сеточки" ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова) - художница по фарфору Анна Адамовна Яцкевич (31.07.1904-13.05.1952).
Она родилась в Петербурге в простой семье и всю жизнь прожила в городе на Неве. Закончила художественный техникум, а в 1932 году была направлена работать на ЛФЗ (бывший Императорский фарфоровый завод) в только что созданную там художественную лабораторию.
Это были времена индустриализации молодой советской страны и даже роспись на фарфоре отражала происходящие тогда перемены.
С началом войны завод вместе с музейной коллекцией фарфоровых изделий эвакуировался, но многие мастера остались в блокадном Ленинграде. Среди них была и Анна Яцкевич.
Будучи на казарменном положении при заводе, она камуфлировала корабли на Неве оставшимся запасом фарфоровых красок, честно заслужив медаль "За оборону Ленинграда" и орден Красной звезды.
«На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый". Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой» (Анна Яцкевич).
Страшные годы войны удалось пережить лишь благодаря любимой работе и книгам. Заводскую библиотеку эвакуировать не успели, и сложенная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день Анна привозила книги на санках обратно и читала.
К концу 1943 года, после прорыва блокадного кольца, Анна Адамовна вместе с другими горожанами и главным художником ЛФЗ
Н.М. Суетиным принимала участие в подготовке выставки "Героическая оборона Ленинграда".
А после того как Москва дала добро на восстановление художественной лаборатории, ЛФЗ начал постепенно оживать. Летом 1944-го отмечалось 200-летие фарфорового завода и Н.М. Суетин предложил мастерам и художникам по фарфору создать памятные изделия к этому событию. Именно тогда Анна Яцкевич и создала свою знаменитую "Кобальтовую сеточку", взяв за основу сервиз формы "Тюльпан".
Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, в котором стержень представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым и ложился неровно. Взялась за эту новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии "Кобальтовую сетку" наносили всё-таки красками и кистью.
Есть мнение, что мысль о создании узора-сетки Анне навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века был изготовлен для императрицы Елизаветы Петровны. Но, на самом деле, привлекло её внимание нечто иное.
Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов — вот что стало прообразом "Кобальтовой сетки". То ли луч прожектора как-то по-особому их осветил, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Легкие золотые штрихи на пересечении линий добавляют рисунку царственную "осанку".
Узор получился очень красивым, он понравился всем и был взят на "вооружение". С художественной точки зрения это сочетание строгости и изящества, объединившие две эпохи с интервалом в 200 лет. С технологической - новация времени (подглазурная роспись кобальтом). Технологам пришлось работать пять лет, чтобы освоить массовый выпуск "Кобальтовой сеточки".
Но громкая слава в те годы к художнице не пришла, и она продолжала трудиться, расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры (позднее были созданы сервизы "Золотая сетка" и "Кобальтовая клетка").
Скромная и незаметная Анна Адамовна была одним из авторов монументальной вазы "Победа" — к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре - например, портрет Кирова на чайнике из сервиза "Московское метро".
В 1946 году Анну Яцкевич наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". К тому времени у неё уже были медаль "За оборону Ленинграда" и орден Красной звезды.
А "Кобальтовая сеточка" вышла в тираж лишь в 1950 году. Наносили её, как было сказано выше, уже только кисточкой, предварительно сделав на самом фарфоре специальные желобки, чтобы линии получились ровными.
В 1952 году Анна Яцкевич скончалась от болезни на 48-м году жизни.
А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших работ. Была представлена большая линейка продукции - в основном, чайные сервизы. Её не готовили специально к выставке, так как было решено показать широту ассортимента, а не поразить художественным мастерством.
И вдруг, совершенно неожиданно для всех, сервиз с "Кобальтовой сеткой" получает главную награду - золотую медаль за узор и форму. Но, к сожалению, о победе своей росписи в Брюсселе Анна так и не узнала. А вскоре рисунку присвоили и "Знак качества СССР", что было тогда чрезвычайно почетно. И началось триумфальное шествие по стране...
Впоследствии этой росписью на ЛФЗ (ИФЗ) стали украшать и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, вазы и сувениры.
До сих пор "Кобальтовая сетка" является самым популярным и самым узнаваемым узором предприятия - его своеобразная визитная карточка и настоящий символ русского фарфора.
Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода - она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех его изделиях. А первый экземпляр сервиза "Кобальтовая сетка" сейчас находится в экспозиции Русского музея.